ГлавнаяРеутовская ТППЧлены РТПППриемнаяЗащита правПоддержкаПартнерыФотогалереяБиблиотека 

02.09.2013 · Подтверждены полномочия третейских судов по рассмотрению споров по госконтрактам

Минэкономразвития подтвердило возможность государственным заказчикам заключать третейские соглашения с исполнителями государственных контрактов и обращаться с исками в третейские суды. Письмо с таким заключением поступило в адрес президента Союза третейских судов, председателя Арбитражного третейского суда города Москвы Алексея Кравцова в ответ на обращение в Правительство Российской Федерации. Крайняя загруженность государственных судов не позволяет им оперативно принимать решения. В результате дела по очевидным спорам затягиваются на несколько месяцев. И даже если после длительных разбирательств обе стороны спора уже готовы мирно урегулировать конфликт, препятствием к миру становятся процессуальные проволочки. Коммерческий арбитраж рекомендует сторонам договора заключать альтернативное третейское соглашение. Оно отличается тем, что предусматривает возможность для истца обращаться на выбор как в государственный, так и в третейский суд. Более 50% структурных подразделений Правительства Москвы включают третейскую оговорку в госконтракты – это департаменты, управы, префектуры, дирекции единого заказчика, ГУПы. В практике Арбитражного третейского суда города Москвы иски в сфере государственных закупок составляют 30% от общего количества рассматриваемых дел, 80% из них заканчиваются в пользу госзаказчиков. Как объясняет председатель суда Алексей Кравцов, причина отказа в положительном решении для истца очевидна: госзаказчик сам нарушает условия контракта, не совершив вовремя платеж или не предоставив подрядчику в определенный срок объект для работы. По словам Алексея Кравцова, Арбитражный третейский суд города Москвы рассматривает споры по госзаказам с 2011 года, при этом государственный суд при выдаче исполнительного листа обязательно проверяет наличие компетенции коммерческого арбитража рассматривать тот или иной спор. Однако на пути подписания госконтрактов с третейской оговоркой неожиданно встал ФАС России, объясняя запрет государственным заказчикам заключать третейские соглашения и обращаться за разрешением споров по государственным контрактам в третейские суды Российской Федерации тем, что коммерческий арбитраж не относится к государственной судебной системе. В частности, письмо ФАС по городу Москве гласит следующее: «…Московское УФАС России рекомендует государственным заказчикам избегать включения в проект госконтракта положений о разрешении всех споров, разногласий и требований, возникающих из контракта, исключительно в третейском суде». Считая такие действия превышением полномочий и нарушением действующего законодательства, Союз третейских судов обратился в Правительство Российской Федерации: могут ли споры по государственным контрактам передаваться на рассмотрение в третейский суд. Аргументы в пользу коммерческого арбитража подтверждены законодательством: право сторон гражданско-правового спора на его передачу в третейский суд закреплено Конституцией и Гражданским Кодексом РФ. «Действующее законодательство не предусматривает прямого запрета государственным заказчикам заключать третейские соглашения с исполнителями государственных контрактов и обращаться с исками в третейские суды», - говорится в ответе Минюста за подписью директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития К.И.Степанова. «Чтобы избежать недоразумений и сомнений в будущем, - объясняет президент Союза третейских судов, председатель Арбитражного третейского суда города Москвы Алексей Кравцов, - Союз третейских судов выступил с инициативой разработать методические рекомендации, объясняющие порядок разрешения споров по государственным контрактам в третейских судах в Российской Федерации». Рекомендации определят правовые основы обращения участников госзакупок в третейский суд, порядок и основания заключения третейских соглашений, источники оплаты третейских сборов для госзакзачиков, методику выбора третейского суда для рассмотрения споров. Арбитражный третейский суд города Москвы учрежден для разгрузки государственного суда по экономическим спорам, рассматривает дела на всей территории РФ. Обладает статусом на разрешение споров в рамках Международного Коммерческого Арбитража (при участии иностранных лиц). Арбитражный третейский суд города Москвы - единственный третейский суд в столице, который не принадлежит отраслевому предприятию и является независимым. С момента своего образования в Арбитражном третейском суде г. Москвы было рассмотрено более 4 500 дел, 70% судебных решений исполнено в добровольном порядке. Арбитражный третейский суд разрешает споры по следующим направлениям: строительство, госзакупки, право на недвижимое имущество, кредитно-финансовые отношения. Суд включен в государственные контракты ключевых Департаментов правительства Москвы (здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и занятости населения, транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, торговли и услуг). Арбитражный третейский суд города Москвы применяет упрощенную процедуру рассмотрения дел. Основное слушание (оно же единственное) проводится на 10-й день с даты подачи иска. Решение выносится в день слушания, сразу вступает в законную силу и обжалованию не подлежит (ни в какой инстанции).
Источник: Арбитражный третейский суд г. Москвы ( http://a-tsm.ru/ )